Первый транс-атлантический
В XIX веке до прокладки транс-атлантического телеграфного
кабеля сообщение, переданное из Европы в Америку, получали примерно через месяц.
Идущие из Европы суда, пересекая океан, заходили обычно на остров Ньюфаундленд
для дозаправки углем и пресной водой, а также текущего ремонта, проводили там
какое-то время и затем продолжали свой путь до Нью-Йорка.
Инициатором прокладки телеграфной линии между Старым и Новым Светом стал
предприниматель Сайрус Филд. Он не был ни ученым, ни инженером, но умел видеть
перспективу и являлся хорошим организатором. Благодаря Филду в 1854 году
появилась “Нью-Йоркско-Ньюфаундлендская и Лондонская телеграфная компания”,
быстро приступившая к делу. Задача была необычной и чрезвычайно трудной [1, 2].
Предстояло проложить кабель длиной почти 4000 км на океанских глубинах до 4500
км.
Кабель стараниями нескольких фирм удалось изготовить
лишь к июлю 1857 года. Он имел диаметр 16 мм, а его токопроводящая жила была
скручена из семи проволок и покрыта тремя тонкими слоями гуттаперчевой
(гуттаперча — родственное каучуку вещество) изоляции.
Первая прокладка трансатлантического телеграфного кабеля началась 6 августа 1857
года из бухты в юго-западной части Ирландии. Для этого специально приспособили
два военных судна: американский паровой фрегат “Ниагара” и английский парусник
“Агамемнон” (Агамемнон — в греческой мифологии царь, возглавлявший греческое
войско в Троянской войне). Большую часть кабеля, чья общая масса составляла 2000
т, погрузили на “Ниагару”, а остальное — на “Агамемнон”. На кораблях установили
машины наподобие лебедок, с чьей помощью кабель должен был постепенно опускаться
в океан. Имелись также желоба, по которым кабель мог скользить, а также
различные натяжные и тормозные механизмы.
Прокладку кабеля
начала “Ниагара” со средней скоростью около 5,5 км/час. Судно поддерживало связь
с берегом по прокладываемому кабелю, и несколько дней все шло нормально. Но
случилось непредвиденное. Слишком резко притормозили кабелеукладочную машину, и
произошел обрыв — 620 км кабеля остались лежать на глубине около 3500 м. Первая
попытка оказалась неудачной.
Следующие две попытки
предпринимались летом 1858 года. За год удалось восполнить запас кабеля и
реконструировать кабелеукладочную машину (например, теперь в ней использовался
саморегулирующийся тормоз). На этот раз решили начать прокладку кабеля в океане
от средней точки трассы. “Ниагара” и “Агамемнон” должны были расходиться в
противоположные стороны. (Причем предварительно удалось провести небольшую
“репетицию” в Бискайском заливе.)
Вторая прокладка кабеля
длилась всего три или четыре дня, за которые кабель обрывался трижды. А перед
этим корабли испытали жесточайший шторм. Люди устали, и потому было принято
решение вернуться в Англию. Через месяц “Ниагара” и “Агамемнон” возвратились в
Атлантику, опустили на дно сросток двух половин кабеля со свинцовым грузилом и
вновь начали расходиться.
Прокладка велась непрерывно
целую неделю. В начале августа 1858 года “Агамемнон” подошел к Ирландии, а
“Ниагара” бросила якорь у восточного побережья Ньюфаундленда. Подводная
кабельная линия электросвязи длиной 3800 км была проложена, и вскоре по ней
стали передавать первые телеграммы.
Праздновать успех начали и в Англии, и в США, однако уже 1 сентября связь
прекратилась. Линия, и так действовавшая не очень хорошо, полностью потеряла
работоспособность. Континенты, как и прежде, оказались оторванными один от
другого.
Специальная комиссия почти год выясняла причины
неудач, связанных с трансатлантической линией и другой подводной кабельной
линией длиной 2250 км, являвшейся последним звеном телеграфной цепи из Англии в
Индию. Неудачи объяснялись главным образом плохой конструкцией кабелей, низким
качеством материалов, а также отсутствием навыков подводной прокладки и
удовлетворительных средств для нее. [А непосредственной причиной выхода
трансатлантической линии из строя послужил, по всей видимости, пробой изоляции
из-за слишком высокого для нее напряжения береговой питающей батареи (2000 В).
Напряжение увеличивали, чтобы усилить передаваемые сигналы (при более слабом
напряжении недостаточно чувствительные аппараты на таком большом расстоянии их
не улавливали).]
Тем не менее был накоплен опыт,
позволивший улучшить конструкцию кабелей, повысить уровень их производства и
испытаний, усилить требования к материалам. За восемь лет, прошедших до
следующей экспедиции, было изготовлено более 30 000 км кабелей для 75 подводных
линий. Удалось успешно проложить кабель через Средиземное море длиной 1500
км.
К работе, связанной с созданием нового кабеля, были
привлечены научные организации, видные ученые и инженеры. Выделялся здесь
знаменитый Уильям Томсон (позже получивший за свои научные заслуги титул пэра и
ставший лордом Кельвином), который внес весьма существенный вклад в развитие
телеграфии по подводным кабелям. Например, чтобы избежать чрезмерного повышения
напряжения питающей батареи для усиления передаваемых сигналов, Томсон предложил
использовать в качестве чувствительного приемника изобретенный им зеркальный
гальванометр, способный улавливать слабые телеграфные сигналы. А главное, он
показал, что скорость телеграфной передачи (определяемая промежутком времени
между двумя посылками тока, при котором оба сигнала принимаются вполне
отчетливо) обратно пропорциональна сопротивлению и электрической емкости кабеля
[1, 3].
Новый кабель заметно отличался от своего предшественника,
причем даже по своему размеру: площадь его сечения увеличилась более чем в три
раза [1]. Береговые концы кабеля имели усиленную броню для защиты от повреждений
при трении о камни во время приливов и отливов, а также при случайных ударах
корабельных якорей.
Четвертая прокладка
трансатлантического кабеля началась 23 июля 1865 года из Ирландии. Ее производил
самый большой тогда корабль в мире, имевший название “Грейт Истерн”
(переводившееся как “Великий Восток”) [1, 3]. На борту судна было 7000 км
кабеля, размещенного в специально переоборудованных
трюмах.
Однако и данная попытка не принесла успеха:
сначала на второй, а затем на седьмой день плавания приборы сигнализировали о
повреждении изоляции. Приходилось поднимать несколько километров кабеля из воды
на борт и заниматься ремонтом. Оба раза изоляция оказывалась проткнутой насквозь
стальной проволокой. Происходило так потому, что твердая сталь, из которой была
сделана проволока брони, оказалась хрупкой, и под действием тяжести уложенных в
трюме один на другой многочисленных витков кабеля эта проволока ломалась на
куски. Они и прорезали изоляцию. При изготовлении кабеля основное внимание
уделялось его электрическим свойствам, и почти никто не занимался проверкой
других параметров.
А 2 августа, когда судно прошло уже две
трети пути, произошла авария. При ликвидации третьего повреждения изоляции
кабель оборвался и ушел на дно. Девять дней пытался “Грейт Истерн” поднять
затонувший кабель. Для его подъема использовался специальный крюк с пятью лапами
(похожий на приспособление, которым достают из колодца упавшее ведро). Несколько
раз удавалось зацепить кабель и начать поднимать его конец, но каждый раз
недостаточно прочный стальной трос обрывался. Экспедиция 1865 года тоже
закончилась неудачей.
Спустя какое-то время изготовили
новый кабель. Теперь он имел броню не из твердых, а из мягких металлических
проволок. На “Грейт Истерне” усовершенствовали приборы и механизмы; кроме того,
на борт взяли 35 км сверхпрочного стального троса.
Пятая
экспедиция, начавшаяся 13 июля 1866 года, оказалась успешной [1, 2]. Прокладка
кабеля шла без осложнений. Через две недели, 27 июля, “Грейт Истерн” подошел к
Ньюфаундленду и бросил якорь. Этот день и считают днем начала постоянной
электрической связи между Европой и Америкой.
9 августа
“Грейт Истерн” в сопровождении трех вспомогательных судов вновь вышел в море,
чтобы поднять конец кабеля, затонувшего годом раньше. Поиски, а затем попытки
его подъема длились три недели — больше, чем экспедиция, связанная с прокладкой
нового кабеля. Наконец, кабель удалось поднять. Он оказался полностью
работоспособным. На судне срастили поднятый конец с запасным кабелем, и “Грейт
Истерн” снова пошел по направлению к Ньюфаундленду, прокладывая оставшиеся 1200
км линии. 8 сентября 1866 года континенты оказались соединенными и вторым
кабелем.
Литература
1. Шарле Д.Л. По всему земному шару: Прошлое,
настоящее и будущее кабелей связи. М.: Радио и связь,
1985.
2. Первов П.Д. Проложение первого телеграфа
через океан. М.: Новая Москва, 1923.
3. Самарин
М.С. Вольт, ампер, ом и другие. Единицы физических величин в технике связи.
М.: Радио и связь, 1988.